Полезные статьи | Психоаналитик Александр Фатеев
Психоаналитик Александр Фатеев
ул. Ленинский проспект, дом 90, цокольный этаж 119313 Москва
+7 968 447-29-98 mail@doctor-fateev.ru


Депрессия


Веду я счет потерянному мной
И ужасаюсь вновь потере каждой,
И вновь плачу я дорогой ценой
За то, за что платил уже однажды!
У. Шекспир Сонет №30

Депрессия является самым распространенным психическим расстройством, и это только учитывая официально зарегистрированные случаи клинической депрессии (6,5% взрослого населения стран Европы – «Prevalence and variability of current depressive disorder in 27 European countries: a population-based study» Jorge Arias-de la Torre, PhD et al, ссылка на исследование). Гораздо чаще депрессия протекает скрыто, более того, не существует человека, который бы ни разу не испытал ее в своей жизни.

Депрессия может быть выражаемой и невыражаемой (скрытой).


  1. В первом случае ее симптомы очевидны для пациента и его близких, они включают в себя подавленное настроение, потеря интересов и удовольствия от ранее приятной деятельности, упадок сил, бессонница.

  2. Во втором случае, она проявляется чувством внутренней пустоты, истощения, тревогой, страхами, повышенной чувствительностью к травмирующим событиям, неспособностью справиться с ними. Нередкий симптом – тревожный, беспокойный сон, во время которого человек сминает постельное белье в комок. Скрытых симптомов депрессии очень много и их невозможно описать в одном обзоре.

Частым осложнением депрессии, особенно ее скрытой, невыражаемой формы, является соматизация, то есть появление соматических жалоб и заболеваний. Такое состояние может приводить к смерти. При соматизации происходит выражение душевного страдания, посредством страдания телесного. Так как физическую боль переносить легче чем душевную, по крайней мере от физического страдания можно принять обезболивающие, чего нельзя сделать при страдании душевном.

Есть еще более тяжелая форма депрессии – эссенциальная депрессия, опасность которой кроется в отсутствии симптомов психического страдания, то есть они не скрытые, они не принимают форму других психических расстройств, их просто нет. Казалось бы, что для пациента это прекрасно – нет симптомов = нет страдания. Однако, это не так, психический аппарат таких пациентов добивается этого состояния страшной ценой – отключением значительной части психики, эмоций, влечений, фантазий. Таким пациентам даже перестают сниться сны.

Известным способом пережить депрессию и защититься от нее служит ее противоположность – мания. Состояние гиперактивности, загрузка себя работой, увлечениями, хобби, «ни минуты свободного времени», потому что, если остановиться, то депрессия догонит.

Употребление алкоголя и наркотиков — это тоже распространенный способ борьбы с депрессией. Потому что психоактивные вещества искусственно поднимают настроение, являются суррогатными антидепрессантами.

Депрессия, это не что иное, как замороженное горе. Возникнув однажды, работа горя не была доведена до конца, не произошло психического осознания, переработки травматичного события. Поводов для горя в течение жизни у человека безусловно хватает, но основополагающие причины для горевания у человека связаны с отношениями с первичным объектом – матерью. То, как она исполняла свои функции и как позволяла ребенку сепарироваться от себя, как поддерживала его на этом пути, как она для себя понимала и принимала саму мысль, что ребенок – это отдельный объект, который однажды ее покинет, а не инструмент для ее утешения. Как она сама прожила это горе, связанное с отделением ребенка, будет влиять на ребенка и на его способность переносить фрустрации в дальнейшей взрослой жизни. Кроме того мать сама может отсутствовать и не только физически, но и эмоционально (например, мать погруженная в собственную депрессию или не счастливая в браке), не давая своему ребенку чувства любви, безопасности и надежности. Потеря или отсутствие значимого объекта в раннем возрасте является чрезвычайно сильным травмирующим фактором для дальнейшей жизни человека.

"Если ребенок был счастлив, то он вырастет в счастливого взрослого, несчастливый ребенок, не может стать счастливым взрослым"

Исходя их этого становится ясно, что антидепрессанты не лечат депрессию, а только иногда помогают (эффективность далека от 100%) сгладить симптомы, улучшив настроение, придав немного больше сил фармакологическим путем. Их влияние является симптоматическим, а не этиологическим. То есть, в глубоком смысле, их действие мало чем отличается от приема психоактивных веществ, только что эффекты более предсказуемы. При этом, некоторым пациентам их принимать приходится, потому что процесс психоанализа длительный, а чтобы разбираться в себе необходимо создать условия и возможность для работы.

Страдания, с которыми сталкивается человек в своей жизни бессознательно связываются с первоначальным горем, первыми травматизациями, и повторно активируют страдание пациента. Таким образом, травматичный опыт, не будучи проработанным, накапливается, нанизывается один на другой, и все сильнее и сильнее дезорганизует жизнь человека. При достаточно хорошем опыте удовлетворения и опыте отношения с первичными объектами, человек способен гораздо легче переносить фрустрации.

В ходе психоанализа повторно запускает механизм горевания, процесс завершения горя по утрате материнского объекта и любви к ней, а точнее сказать, потребности в ее любви, что ведет к завершению процесса разделения с первичными объектами и ранними травматизациями и как следствие разрешение депрессии.