Полезные статьи | Психоаналитик Александр Фатеев
Психоаналитик Александр Фатеев
ул. Ленинский проспект, дом 90, цокольный этаж 119313 Москва
+7 968 447-29-98 mail@doctor-fateev.ru


Становление психического аппарата

Упрощенно психоаналитическую теорию можно выразить так. Человеческий младенец рождается не как «чистый лист», у него есть врожденные потребности. Их удовлетворения он может достигнуть только в окружающем мире. Поэтому он должен с ним[миром] взаимодействовать, так вот основная функция умственного развития состоит в том, чтобы удовлетворить свои потребности. Первый объект, с которым контактирует младенец – это его мать. Она удовлетворяет его основные жизненные потребности.

«Выбор объекта обусловлен зависимостью младенца от лица, кормящего, оберегающего и лелеющего его…вначале влечение направлено на удовлетворение потребностей, первостепенных для выживания» Р.Шпиц (австро-американский психоаналитик).

Родившись, он не воспринимает окружающих как отдельные объекты, он мнит их как продолжение своего тела. Когда он получает материнскую грудь, то представляет ее как часть своего тела, не задумываясь о том, что она принадлежит его матери.

Объекты [другие люди] рождаются в своем отсутствии. Мать не может и не должна постоянно находиться около своего ребенка, у нее есть свои потребности. Когда младенец захочет есть, он вспомнит об этой прекрасной груди, которая его кормила и начнет ее воображать, пытаясь таким образом удовлетворить свое желание [есть]. Но от его фантазий она не появится, и тогда ребенок заплачет, зовя ее прийти и спасти от голода. То есть, только когда мать отлучается, тем самым вызывая фрустрацию ребенка, из-за чего он может почувствовать голод, холод, только тогда ребенок начинает представлять мать, как отдельный объект. Тем самым запуская один из важнейших механизмов психики – фантазирование. Фантазии, в последующем, помогают человеку справляться с фрустрациями, ведь когда с нами приключается беда, мы прежде всего воображаем себе различные исходы, представляя варианты спасения, что дает нам надежду и возможность разрешения конфликтов (например, мы можем вообразить себе сцену мщения своему врагу, и испытаем облегчение, вместо того, чтобы бить лица).

Мать должна исполнять потребности ребенка, безусловно. Но ребенок, сначала должен испытать потребность, а для этого, он должен почувствовать фрустрацию (голод, мокрые пеленки и т.п.), что возможно только в том случае, если мать будет дозированно и постепенно давать ребенку свободу от своего присутствия, позволяя ему фантазировать и осмысливать окружающий мир. Этого не нужно делать намеренно, то есть специально оставлять ребенка в мокрой одежде, чтобы он позвал мать, достаточно, чтобы у матери были желания, вне ребенка, то есть, чтобы она имела свои собственные потребности (физиологические и бытовые потребности, муж, увлечения и интересы), все должно быть естественно.

Таким образом, постепенно увеличивая дистанцию между ребенком, мать позволяет ему развивать свой психический аппарат, вводя объекты. Когда мать покидает ребенка, отправляясь на ночь в спальню к своему мужу, то ребенок осмысливает, что есть что-то, что интересует мать кроме него, и что ей это что-то необходимо и это что-то делает ее счастливой. В результате ребенок осмысливает присутствие и других объектов в окружающем мире.

«У каждого ребенка должен быть отец, а у каждой матери должен быть любовник, и повезло тому ребенку, у кого это один и тот же человек».

Как видно, у матери довольно сложная роль, в которую входит не только следование интересам ребенка, но еще и необходимость всегда держать в голове мысль о неминуемом разделении с ребенком, то есть необходимости вкладывать силы в того, кто неминуемо ее покинет, и это горе каждой матери необходимо отгоревать, то есть ментально принять, осмыслить. В этом ей должен помогать муж, который удовлетворяет потребности в любви своей супруги.

«Одна из важнейших вещей, которые может сделать отец для своего ребенка, это любить его мать».

То, как его потребности будут удовлетворяться, будет ли мать давать ребенку то, в чем он действительно нуждается, а не напридумывала себе она, будет ли она удовлетворять потребности во-время, это является определяющим в ходе раннего развития ребенка. Потому что младенец строит картину своего мира и развивает свой психический аппарат исходя из «опыта удовлетворения», это термин, введенный З.Фрейдом. Устойчивость человека к будущим фрустрациям, то есть способность справляться с жизненными сложностями, определяется позитивным опытом удовлетворения.

Курт Рихтер, в 1950ых годах, провел эксперимент (ссылка). Он опускал в бассейн крыс и замерял время, за какое они перестанут удерживаться на плаву и утонут. Оказалось, что домашние крысы, которые имеют очевидно более успешный опыт ухода за ними, справлялись с этой задачей успешнее и дольше держались на поверхности, некоторые особи продержались несколько дней. В то время как дикие крысы, которые прекрасно умели плавать, но очевидно имели менее успешный опыт удовлетворения потребностей, сдавались практически сразу. То есть посчитав ситуацию безвыходной, дикие крысы тонули.

Аналогичное наблюдается и у человека, не имея в детстве позитивного опыта удовлетворения человек бессознательно воспринимает свои беды как гибельные события, полные безысходности и переубеждать его в обратном совершенно бессмысленно. В таком случае психоанализ позволяет обнаружить влечения и чувства пациента в настоящее время, установить их связи с прошлым опытом взаимоотношений с важными объектами, тем самым найти бессознательные источники страдания. Эти чувства и мысли неприятны и разговор о них сталкивается с неизбежным сопротивлением пациента, однако переводя переживания в сознательное, то есть облекая их в слова, ментализируя их, называя их правдивыми именами – они перестанут оказывать свое разрушительное влияние на психически аппарат. Как известно, когда человек выговаривается ему становится легче, эффект этот основан на «расслаблении» психических механизмов, которые вынуждены, подобно тому как мышцы удерживают груз в руке, сдерживать поток чувств пациента, которые кажутся ему ужасными, неприемлемыми и разрушительными.